Календарь статей
«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Архив статей
Январь 2017 (2)
Декабрь 2016 (7)
Ноябрь 2016 (3)
Октябрь 2016 (4)
Сентябрь 2016 (4)
Август 2016 (2)


Яндекс.Метрика

Строение клейковины (часть 6)

Представление Блиша о трех главных компонентах клейковины столь же условно, как и классическая теория Осборна о двух клейковинных белках, поскольку небольшие изменения в методике фракционирования могут привести к получению не двух или трех, а гораздо большего числа белковых фракций. Что касается теории Зеренсена о белках как обратимо диссоциирующих компонентных системах, то применение ее к клейковине требует доказательства полной обратимости разделения последней на фракции, а таких доказательств не только нет, но и сомнительна, чтобы они могли быть получены. Наконец, весьма неопределенными кажутся и взгляды канадских исследователей, согласно которым клейковина представляет собой комплекс неограниченного числа фракций, расположенных в порядке последовательного изменения их состава и свойств.
То обстоятельство, что в зависимости от применяемой методики из одной и той же клейковины можно получить весьма различные белковые фракции, может быть объяснено с наибольшей полнотой, если считать, что клейковина представляет собой единое белковое вещество, построенное достаточно сложно и способное расщепляться в зависимости от применяемых реагентов во многих местах с образованием то одних, то других осколков, заметно отличающихся друг от друга по химическому составу и свойствам. Например, если действовать на клейковину разбавленным этиловым спиртом, то в результате расщепления определенных связей внутри частицы клейковинного белка выделяется фракция, называемая глиадином. Солевые растворы, салицилат натрия, мочевина и другие вещества действуют на клейковину иначе, чем спирт; расщепление при этом идет по другим связям и соответственно этому выделяются иные фракции. Естественно, что даже действуя одним и тем же реагентом, но в неодинаковых условиях, можно подвергнуть расщеплению то большее, то меньшее число внутренних связей клейковинного белка и получить в результате не вполне одинаковые фракции. Это и наблюдается в действительности, когда, например, небольшие отклонения в методике получения глиадина приводят к выделению не идентичных белковых препаратов.
Нужно сказать, что представление о клейковине как о едином белковом веществе высказывалось неоднократно. Так, например, М. И. Княгиничев и Т. М. Горелкина (1937) на основании опытов по растворимости клейковины в водных растворах салицилата натрия пришли к заключению, что клейковину следует рассматривать как единый белковый комплекс, а не сумму индивидуальных белков. Аналогичный взгляд был высказан также Ричем (Rich, 1936, 1938) и другими авторами. Следует, впрочем, отметить, что, говоря о клейковине как о едином белковом комплексе, указанные исследователи не уточняли вопрос о его внутреннем строении и лишь подчеркивали, что отдельные фракции клейковины связаны известным образом между собой, а не составляют простую смесь. При этом в большинстве случаев подразумевалось, что связь отдельных фракций внутри клейковинного комплекса носит сорбционный характер, и клейковина представляет собой коллоидную систему, построенную из мицелл различной формы и величины.